данные
О чем программа Единой России в Татарстане?
Изучаем предвыборную программу партии на выборах в Государственный Совет Республики Татарстан в 2019 году
Выборы депутатов татарстанского парламента совсем скоро. Пришла пора взглянуть на предложение, которое партии делают избирателям. Начинаем с "партии власти" - "Единой России".
Изучать предвыборную программу "партии власти" мы будем при помощи методов компьютеризированного текстового анализа без интерпретации заложенных в неё смыслов в русле качественной методологии исследования текстов.

Начнем с наиболее часто встречающихся слов в программе. "Республика", "Татарстан", "развитие", "проект", "государственный", "социальный", "житель" - очевидно, что партийные функционеры хотят представить ЕР как силу, которая отстаивает интересы всех жителей региона. Кроме того, наблюдается определённая попытка поставить знак тождества между политической силой и всей республикой.
Ниже - идентичные результаты, но визуализированные в виде облака слов.
Поиск наиболее частотных слов не всегда представляет собой верную стратегию для определения содержания документов. В этой ситуации можно обратить внимание на устойчивые выражения - словосочетания (из 2-3 слов). Это мы и сделали ниже.

"Единороссы" делают ставку как на национальные проекты, о реализации которых объявил Владимир Путин после президентских выборов 2018 года, так и на свои собственные партийные проекты. Правда, в лидерах все равно словосочетания, касающиеся больше работы парламента, - "созыв государственного [совета]", "новый созыв", "Государственный совет Республики" и так далее, а не конкретные предложения по улучшению жизни граждан, которые проходили бы "красной нитью" через весь текст.
В одном из предыдущих материалов использовалась библиотека textnets для языка R, автором которого является американский социолог Кристофер Бэйл. Тогда рассматривалась Стратегия социально-экономического развития Татарстана до 2030 года. Практически полностью воспроизводя процесс анализа из текста про Стратегию, получаем не самый ожидаемый результат. Текст не был разбит на какие-то чёткие смысловые кластеры, которые отражали бы содержательные аспекты программы. Но, в целом, полученная визуализация совпадает с ранее представленными облаками слов и словосочетаний, - снова нет конкретики, больше констатация бюрократических мероприятий и названия учреждений. Наверное, так и должно быть, ведь избиратель в России не читает предвыборные программы.
Код, использованный для подготовки материала, представлен здесь.

Фото: Paweł Czerwiński on Unsplash.
Айдар Зиннатуллин